Ученых принято считать наемниками, лишенными прочных связей с определенным обществом. Ученому нужны какая-то захватывающе интересная задача и средства для ее решения - деньги, приборы, помощники, а источник этих средств ученого не интересует. Эти слова принадлежат увы не мне, а одному из ученых, писателю-фантасту Айзеку Азимову. Этот довольно верный взгляд на ученых, который писатель вкладывает в уста одного из своих литературных героев. Красивая фраза, хорошая. Жаль только, что большинству ученых так и не удастся реализовать свой потенциал.
Почему? Могут меня спросить. Я отвечу, что по большей части исследования, которыми хотят заниматься Сайентисты близко не стоят с реально нужными вещами. И на это уходят годы упорного труда. Ну чем вот, например, может быть полезно лично мне открытие нового вида долгоносика. Я знаю такого энтомолога с сачком-на-перевес. Его именем даже назвали этого жучка. А где же польза? Лучше бы этот дядя марки собирал. Тогда бы он просто мог организовать выставку.
Настоящий ученый чем-то похож на детектива. Он так же собирает информацию, делает опросы, собеседования, анализирует, сопоставляет и сравнивает. Как детектив играет в прятки с преступником, так ученый играет в прятки с матушкой природой. Кому-то не хватает адреналина в крови, в походы бы ходить или в страйк-бол играть. А ученому интереснее другое. Ему разгадать бы ту загадку, что задумала природа. Он охотник за новой информацией. Ведет же его поисковый инстинкт, только сильно развитый и приносящий удовольствие своему хозяину. Сложно представить, что было если у человека не стало поискового инстинкта. То есть представить как раз легко, но трудно оценить последствия и перспективу. Ну стал бы человек обломовым и все. Лежал бы на диване или в кресле. Ничего не хотел, ничего не делал. Только в случае потребности и с неохотой.
Больший вклад в науку исследователь вносит в начальный период своей карьеры. Почти сразу после студенчества. Потом он, как ключ, истощается, набирает учеников, делает из них своих последователей. Этим самым он организует приток новых мыслей в свою область. Или попросту скидывает всю рутину на молодежь, чтобы выкроить время на свое удовольствие. Я знаком с таким человеком, он мне жаловался, что ему тяжело без меня, времени не хватает заниматься своими идеями и тому подобное.
Это подтверждает слова о том, что ученому нужна какая-либо сверхзадача – задача всей его жизни. Такая цель не навязываемый атрибут для исследователя, а его точная первопричина. Тот фактор, которому он обязан за ученость. Английский challenging или брошенный вызов, который воспринимается разумом, вызывает невероятный прилив сил и упорства, хватающего на всю жизнь. Порой случается так, что нерешенная задача приводит в самоубийству. Один из величайших исследователей живших в советском союзе покончил с жизнью по тому, что ему не давали исследовать. Душили жизненно важный инстинкт. И он застрелился. Кто это был я не стану говорить. Пусть это мой вызов читателю.
Редко где бывает, что challenging совпадает с актуальностью и нужностью для людей. Ученые редко становятся богачами. Отношение исследователей к деньгам вызывает удивление. Они больше дорожат временем, чем средствами. Большая часть времени тратится на планирование и подготовку эксперимента, чем на поиск финансового обеспечения. Неудивительно, ленивый трудится больше. Ошибка или халтура обрывают исследование, а разгадка вот как близко.
С каким бы ученым я ни общался, он всегда недоволен своей аппаратурой. Ему вечно нужны новые агрегаты. С одной стороны это может быть обусловлено моральным старением советской техники. А с другой большей точностью в измерениях. Новый прибор имеет ошибку измерения меньше, чем старый. Ну и существуют ученые, которым совершенно все равно к каким последствия могут привести их исследования. Будь-то биологическое оружие, или лекарство. Хотя по большому счету кого это интересует на самом деле. Мало кто занимается созданием лекарств чисто для спасения человека или животных. Просто лекарства дороги. Делать их лучше и выгоднее для фармаколога. А кому по силам задачка тягаться с природой? Человеку знающему законы природы и умеющему сопоставлять эти догмы с результатами экспериментов. А кто это умеет делать? И кому это интереснее? Конечно же человеку с остро заточенными мозгами и умелыми руками. Ну и аналогично рассуждаем про оружие.
Не всем только исследователям перепадает такая выгодная доля.
Blogged with Flock
Комментариев нет:
Отправить комментарий