понедельник, 29 апреля 2013 г.

Апрельский кинодайджест

Мама
Фильм выпустили перед 8 Марта. Скорее всего для Дня матери. Хотя я могу ошибаться. Ехал в метро и обсуждал с коллегой афишу этого фильма. Она и слыхом не слышала про 8 марта как день матери.
Последние ужастики, которые я видел радуют меня. Действительно страшно. Саспенс и неизвестность пугают. Кто страшнее хулиганы в подъезде или сташилище под кроватью? Конечно, страшилище. Неизвестно, что оно может сделать, что ему нужно. А хулиганы - это так. Побьют и деньги отберут. Можно пережить. Как я пережил побитую скулу. На работе отмалчивался. Кто-то сказал, что можно сказать, что я упал. Надо было сказать, что их было десять, а я один.
С самого начала фильма не было понятно кто главный герой.
Потом только стало выясняться. И то не очень точно. Финал - безупречный. Я такого не ожидал. Хотя можно и было предположить, что такая развязка - не просто оптимальна, но и единственная возможная. По "Лабиринту Фавна" тоже не было понятно какой будет конец. Хотя концы у них одинаковые. Может Гильермо предсказуем? Там замочил героев и тут тоже. Хотя не всех. Слабеет к старости наверное.

Влюбленные
Генрих Восьмой и Наташа Водянова. Риз Майерс в роли еврея-дипломата. Мерцающий, с внутренней борьбой, противоречивый, как в "Париже с любовью", харизматичный, как Тюдор, красавец, как и всегда. Водянова скучна. Однако, тему сисек раскрыла. За что ей честь и хвала. Правда в роли медузы-горгоны она мне больше понравилась. там сиськи мелькали чаще и не крупным планом. Так по моему красивше получилось.
Фильм сильно рифмуется с Духless. Чем? Страхом! Только тут страх старости. Риз как молодой и привлекательный самец сильно переживает из-за своей старости. Будущей старости. Ему совсем не хочется терять власть над миром, в частности над женщинами. Что для мужчины главное? Карьера! Быть альфа-самцом в стае. Вести его туда куда хочешь. Видеть как твои приказы беспрекословно выполняются. Слышать от младших, ну что нам делать, скажи. Прекрасное чувство власти. Риз послал это подальше. Ему это не нужно. Он анонимно выгнал себя с работы. И сжег мосты обратно. Плевать на ту власть, которая ему дается легко. Тщеславие! Известность. Авторитет. Радость от смиренных улыбок и заискивающих лиц, скромных взглядов. Ему это не нужно. Всю славу можно сжечь на костре, как сделали те девушки из фильма, кинув Пруста в пламя. Это его шокировало. И открыло новое понимание.
Что остается? Женщины! Тут то он оказался слаб. Не смог перебороть, то что сильнее. Может быть самого себя не смог перебороть. Страхи оказались сильнее. Умиротворенная улыбка, когда он забирал таблетки от бывшей любовницы, покончившей собой из-за первых признаков старения. Это показало ему, что ему нравится такая идея.
Жизнерадостность - удел молодых. Взрослые спокойны, потому что смирились. Тем кто не смог и не сможет постареть - это не важно.
Фраза фильма - Закрыть глаза, досчитать до трех и этот момент останется с тобой навсегда.

Побочный эффект
На что только не способны люди, если их прижать к стенке. Если их лишить всего.
Джуд Лоу показывает нам, как может простой психиатр выкрутиться в одиночку и вывести на чистую воду тех, из-за кого он оказался по уши в дерьме. Сюжет не нов. Но не стареет. Хотя это зависит от того под каким соусом подать.
Как можно распознать ложь, спрашивает одна из героинь. И герой, используя этот тезис, лжет на лево и направо. Никто не видит тайной игры и только, когда все кончено, он показывает на что способна ложьчеловека. Какого возмездия он желает на самом деле.
Эпизоды где он манипулирует и играет людьми - шикарны. Эпизод с признанием героини бесподобен.
Фраза  фильма: "Как ты? - Теперь лучше".

воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Раздача сигарет

Не люблю этого делать. И вижу, когда это не любят делать. Все написано на лице...
И эти жесты - два пальца у рта, большим пальцем над кулаком. Об этом подробнее ниже.
Я курильщик с маленьким стажем. Я пропустил этот подростковый период, когда учатся делиться сигаретами. Да и зачем ими делиться? Я смотрю за тем, сколько их у меня и когда мне нужно купить еще одну пачку. Поэтому испытываю пренебрежение к людям, не способным отложить 30 рублей на будущее, чтобы купить ее, когда она может понадобиться. Сам не хочу спрашивать сигареты.

Ясное дело, что иногда клянчу. Но это происходит  так редко, что меня не мучает совесть. Я не обращаюсь к незнакомцам. Только у коллег или у хороших знакомых. Однако, у соседей не спрашиваю. Есть у меня сосед в общаге. Живет в блоке напротив. Иногда он выходил в коридор, мотался из стороны в сторону и решался спросить не-будет-ли-сигареты. Нет, не будет. Хошь, чтобы я сигарету дал - дай мне. Ты мне кто? Ты мне не нравишься. Дружков приводишь левых, ну и что, что один из них читать умеет, плюешься в корридоре на пол. Они тут гости, а я тут живу. Не уважаешь мой дом - иди на хер. Зря я тебе и зажигалки, и соль давал. Помню, как ты морду сделал несчастную, значит на попрошайничество силы есть, а сил поднять зад и сходить в магазин - нету. Жизнь надо планировать. Надо что-то - иди сам достань. Такие как ты могут жить за счет других и ничем не расплачиваться. Да, что с тебя взять? Нет ничего, ни вещей, ни умений. Мне ни такие нахлебники, ни подобные - не нужны. Я и так давал кредит доверия, счет по нему не оплачен. Простой принцип: окажу доверие - проверю как ответит. Не принес платежку - значит все. Как тебе верить, если ты на такой мелочи провалился?

Алая чума

Угораздило меня прочитать в 2013 году, именно в 13 году, книгу Джека Лондона "Алая чума". Короткое пояснение. В книге рассказывается, что в 2013 году был выбран некий Уорден на пост президента капиталистической корпорации, и в том же году случилась эпидемия Алой чумы. Я живу в 2013 году, работаю в НИИ эпидемиологии и микробиологии, президентом выбрали - сами знаете кого. Вот и удивляюсь, что меня так угораздило.
Книга очень интересная, читается легко. По легкости чтения сравнима с Морским волком. Или Мятежом на Эльсиноре. По предыдущему параграфу понятно, что жанр постапокалиптический, но события развиваются не в постапокалипсисе, а во время эпидемии.
Старик рассказывает подросткам, как прошла эпидемия. В его рассказе есть и сожаление об утрате былого мира, негодование из-за превратностей судьбы, смирение старика и бывшего философа.
Сам герой книги бывший преподаватель философии. Ему и нескольким уцелевшим удалось выжить скорее всего из-за иммунитета к болезни. При этом болезнь не выбирала по принципу, кто хороший, а кто плохой. Она скосила всех, до кого могла добраться. Высокая летальность болезни и невероятная инфекционность сделали ее смертельной эпидемией. По началу на нее не обратили внимание. Затем когда она появилась в нескольких городах и унесла много жизней ее начали изучать, объявили карантин и военное положение, но было уже поздно. Сдерживать заболевание оказалось не кому. Немногие уцелевшие сбивались в группы и пытались выжить, сражаясь с другими группами, природой и голодом.
Парадоксальность болезни. Никто ведь особо не задумывался почему достойные люди и недостойные имеют разное здоровье, разные иммунитеты. Мы, люди ставим свои критерии отбора, тогда как природа ставит свои. И пока мы не зависим от природы, нам будет казаться, что мы властелины мира. До тех пор мы будем играть в социальные игры и развивать свое общество. Копить биомассу человеческого материала, увеличивая вариативность и гетерогенность вида. До тех пор пока вся наша популяция не пройдет через бутылочное горлышко эволюции, поставленное природой. Может быть так сформировалась наша цивилизация. А Джек Лондон показал, как может появиться новое бутылочное горлышко. И ни социальный статус, ни богатства мира, знания и навыки не спасут от чумы, если нет иммунитета. Это конечно не значит, что жизнь не зависит от дела, которым занимаешься. Зависит, еще как зависит. Пока природа не властна, мы зависим от своего общества. От того как оно устроено.
Сам автор рассказа сочувствовал социалистическим движениям, поэтому он включил в повествование несколько событий, которые показывали что богатые плохие, а бедные хорошие. Напоминает книжки социалистической эпохи, которые я читал в детстве. К моему удивлению, он не показал, как социалистический класс одержал победу в борьбе с эпидемией. Но эпизоды где показаны взаимовыручка и поддержка вызывают восхищение. Соцдарвинизм, когда мы можем  бросить других, чтобы выжить самим, разве он мог позволить нам выжить? Или выжили те кто не бросал слабых, стариков, женщин, детей и инвалидов? Кто выжил оказавшись между врагом и бурной рекой, которую могут форсировать только сильные или все вместе? Сильные или все? Воспоминания немцев времен Второй мировой войны. Чем меньше становилось русских в крепости, тем сильнее они становились и тем крепче друг за друга держались. И такую крепость не взять. Если соцдарвинизм существует, как существует и взаимовыручка, они необходимы.
Отдельной статьей заслуживает эпизод, когда старик учил подростков считать. Они не знали чисел больше 10. Очень хороший эпизод. Не буду на нем останавливаться, потому что счету и математике есть другие не менее интересные книги, о которых я расскажу позднее (Числа Азимова и Апология математики Успенского).