воскресенье, 28 апреля 2013 г.

Алая чума

Угораздило меня прочитать в 2013 году, именно в 13 году, книгу Джека Лондона "Алая чума". Короткое пояснение. В книге рассказывается, что в 2013 году был выбран некий Уорден на пост президента капиталистической корпорации, и в том же году случилась эпидемия Алой чумы. Я живу в 2013 году, работаю в НИИ эпидемиологии и микробиологии, президентом выбрали - сами знаете кого. Вот и удивляюсь, что меня так угораздило.
Книга очень интересная, читается легко. По легкости чтения сравнима с Морским волком. Или Мятежом на Эльсиноре. По предыдущему параграфу понятно, что жанр постапокалиптический, но события развиваются не в постапокалипсисе, а во время эпидемии.
Старик рассказывает подросткам, как прошла эпидемия. В его рассказе есть и сожаление об утрате былого мира, негодование из-за превратностей судьбы, смирение старика и бывшего философа.
Сам герой книги бывший преподаватель философии. Ему и нескольким уцелевшим удалось выжить скорее всего из-за иммунитета к болезни. При этом болезнь не выбирала по принципу, кто хороший, а кто плохой. Она скосила всех, до кого могла добраться. Высокая летальность болезни и невероятная инфекционность сделали ее смертельной эпидемией. По началу на нее не обратили внимание. Затем когда она появилась в нескольких городах и унесла много жизней ее начали изучать, объявили карантин и военное положение, но было уже поздно. Сдерживать заболевание оказалось не кому. Немногие уцелевшие сбивались в группы и пытались выжить, сражаясь с другими группами, природой и голодом.
Парадоксальность болезни. Никто ведь особо не задумывался почему достойные люди и недостойные имеют разное здоровье, разные иммунитеты. Мы, люди ставим свои критерии отбора, тогда как природа ставит свои. И пока мы не зависим от природы, нам будет казаться, что мы властелины мира. До тех пор мы будем играть в социальные игры и развивать свое общество. Копить биомассу человеческого материала, увеличивая вариативность и гетерогенность вида. До тех пор пока вся наша популяция не пройдет через бутылочное горлышко эволюции, поставленное природой. Может быть так сформировалась наша цивилизация. А Джек Лондон показал, как может появиться новое бутылочное горлышко. И ни социальный статус, ни богатства мира, знания и навыки не спасут от чумы, если нет иммунитета. Это конечно не значит, что жизнь не зависит от дела, которым занимаешься. Зависит, еще как зависит. Пока природа не властна, мы зависим от своего общества. От того как оно устроено.
Сам автор рассказа сочувствовал социалистическим движениям, поэтому он включил в повествование несколько событий, которые показывали что богатые плохие, а бедные хорошие. Напоминает книжки социалистической эпохи, которые я читал в детстве. К моему удивлению, он не показал, как социалистический класс одержал победу в борьбе с эпидемией. Но эпизоды где показаны взаимовыручка и поддержка вызывают восхищение. Соцдарвинизм, когда мы можем  бросить других, чтобы выжить самим, разве он мог позволить нам выжить? Или выжили те кто не бросал слабых, стариков, женщин, детей и инвалидов? Кто выжил оказавшись между врагом и бурной рекой, которую могут форсировать только сильные или все вместе? Сильные или все? Воспоминания немцев времен Второй мировой войны. Чем меньше становилось русских в крепости, тем сильнее они становились и тем крепче друг за друга держались. И такую крепость не взять. Если соцдарвинизм существует, как существует и взаимовыручка, они необходимы.
Отдельной статьей заслуживает эпизод, когда старик учил подростков считать. Они не знали чисел больше 10. Очень хороший эпизод. Не буду на нем останавливаться, потому что счету и математике есть другие не менее интересные книги, о которых я расскажу позднее (Числа Азимова и Апология математики Успенского).

Комментариев нет: