пятница, 5 сентября 2008 г.

Досужие мысли о кино

Одна из последний новостей кино в жанре ужастик — это продолжение сериала Пила. Выходит пятая часть. Идея всех серий проста — либо ты жертвуешь чем-то, либо отдаешь свою жизнь. Однако, в фильме «Семь», эта идея воплотилась в менее кровавых и мясных моментах. Пила тем и интересна зрителю, что очень легко входит в жанр и ожидания зрителя, что его не обманут. Ведь он пришел смотреть на жесть. Может быть поэтому сериал идет с успехом до сих пор. Людям нравится смотреть как их собратья грызутся за свою или чужую жизнь. Такова природа этого качества. Но к теме поведения людей я вернусь немного позже.

Кровь и сцены забрызганные ею, не вызывают страха как такового. Лишь странное омерзение. «Пила» и подобные ей страшилки страшилками то назвать нельзя. Они больше похожи на адреналиновые боевики. Драка или побоище в дымящейся кровью вызывает мощный выброс гормонов и агрессивную реакцию нервной системы. В результате чего человек-зритель получает огромную дозу эмоций. Таковы правила жанра, что зритель должен ждать чего-то неопределенного, находиться в атмосфере саспенса, когда любое событие на экране подозревается в чем-то опасном, пока не станет понятно в чем. Затем, когда страх проходит, адреналин берет свое и зрителю хочется, чтобы негодяю надавали по зубам. Искусство хоррор муви состоит в том чтобы не передержать саспенс дольше необходимого. Иначе зритель самостоятельно перейдет на эмоциональный реванш. Но объектом победы станет не антигерой фильма, а сам фильм.

Естественно, что наиболее чувствительная аудитория — подростки, как истинные, так и мнимые. Они уже по состоянию гормонального здоровья готовы к восприятию страха и крови.

Не совсем кровавые, но достаточно страшные фильмы снимает Шьямалан. Его последняя работа - «Явление» или в оригинале «The Happening» хоть и содержит сцены убийств, но страх вызывают именно те моменты, где главные герои сталкиваются с чем-то чего боятся. Удивительно, но они не знают чего они сами боятся, и это добавляет масла в огонь. Шьямалан умеет вызвать страх из ничего. Просто показывает лицо актера, его расширенные от ужаса глаза, и зритель даже не склонный к сочувствию не по своей воле начинает сопереживать происходящему на экране. Потом конечно же он скажет какую-нибудь шутку или посмеется. Но отрицать момент эмпатии глупо. Он был. И отрицая его лишь доказываешь, что произошло.

Интересная сцена когда люди попадают в модельный дом, где все обманка. Дом красивый, интерьер гламурный и стильный, но он полная обманка. Эта модель дома - модель мира, где все обманка. Где человек создает что-то, что просто обманка, что не может помочь ему в его жизни. Люди пришли в этот дом и он им совершенно не нужен. Они бросили его, как бросили вещи и машины, когда побежали от опасности.

Еще очень любопытно зачем режиссер показывает как герой «обхаживает пластмассовый пень». Зачем эта сцена можно спросить у режиссера, но я интерпретирую ее по своему. C одной стороны - это показывает как герой напуган. C другой, что человек будет делать и такие поступки, если боится.

Кроме этого страха ниоткуда, в «Явлении» мне понравился момент, когда герой озвучивает правила исследовании. Я тогда вспомнил, как на рецензировании моего диплома одна глупая тетка с огромным самомнением объясняла мне как нужно вести исследование. Оказывается нужно сначала ставить гипотезу. И от нее плясать. Ну что же ставим гипотезу, что все люди глупые и доказываем. Есть цель и есть средства, как это не доказать, скажите мне? Как сейчас помню, она сняла свой модный гоночный велосипед с носа и, помахивая им в такт монолога, академическим тоном объяснила, что дескать я поступил не правильно. Хотел я ей сказать тогда и сейчас хочу сказать — пошла ты в жопу (да-да, фраза оттуда — прим. мое). Но я был слишком политкорректен. Хотя, рецензированием дипломных работ занимаются только спецы из очень близких областей, потому что нужно знать специфику того, что исследуется. Гипотезы строятся после проведения эксперимента.

Возвращаясь к теме «Пилы», жанру и поведению людей, хочу представить вам фильм «W∆Z», который наши не очень добросовестные переводчики назвали - «Камера пыток».

Не знаю какую цель они преследовали, но кое-чего добились. Некоторые комментарии на Кинопоиске жалуются на малое количество крови и сцен убийства, это не соответствует названию. Прекрасная иллюстрация того как ожидания зрителя наталкиваются на дилетантство халатных работников. Хотя это так просто, спутать дельту и букву А. В фильме один из персонажей произносит «waz», другой предлагает «wes».

«WAZ» - это весьма интересный фильм. Не хочу пересказывать его, но для понимания придется. По жанру это психологический триллер.

В других фильмах героя принуждают сделать что-то под угрозой убить или причинить боль дорогому ему человеку. Или сам герой жертвует собой ради того, кого он ценит больше себя. Здесь же наоборот, WAZ переворачивает все с головы на ноги. Здесь — пожертвуй дорогим, чтобы спастись от боли и страданий. Понятное дело, что своя шкура дороже, сначала бережешь ее, а потом другую. Это, кстати, распространяется и на родственников. Да, человек эгоцентричен, да, чистый альтруизм свойственен стерильным в половом плане особям стаи. Но без этого себялюбия жизнь не просуществовала бы столько, сколько она есть.

Центральное место в фильме занимает теория Джорджа Прайса, точнее его уравнение W∆Z=cov(w, z). Не вдаваясь в технические подробности, суть этого уравнения в том, что животному выгоднее лишить жизни своего формального родственника если он не имеет похожего набора генов.



Анализируя фильм, отмечаю, что персонажи сдавшие тест на эгоистичность с негативным результатом, были в условиях когда самоспасение оправдано. Мне, правда, жаль одного из них. Но когда я предположил, что могло стать с ним в будущем, то лучше так, чем, если бы он остался в живых. Единственный кто сдал тест на плюс, это почти первостепенный персонаж, который и открывает фильм своим появлением. Особенность человека, что сделала возможность сдать тест, гомосекс.

Почему именно гомо прошел тест на эгоистичность? Просто потому что таких как он мало. И как сказал теоретик, если гены, принадлежащие одной особи, есть и у других особей, то ей можно пожертвовать. 5% населения — гомо, мне кажется, эта цифра завышена. Их меньше. Но они держатся друг за друга, как бледные спирохеты под микроскопом. Попадая куда-то они гомогенизируют среду своего обитания, потому что со своими спокойнее. Говоря с точки зрения биологии, гомо — это такой же вид неестественности как неестественные виды секса. Удовольствие есть, а результата нет. Но человек слаб, живет ради удовольствия и старается избегать болезненных событий. Если только они сами не являются целью. Всякое бывает в этом сумасшедшем мире...

А что вы такие серьезные?

Да ладно! Лучше смотрите кино...

Комментариев нет: