Есть один из писателей-фантастов в нашем отечестве, который создает в своих книгах крупные миры и по количеству персонажей и по масштабу разворачивающихся в них действиях. Нет, это не Лукьяненко. Его зовут Вадим Панов. О нем я узнал на каком-то сайте из категории литературных порталов. Что именно я там искал, уже не помню. Но прочитав рецензию про его книги, решил купить книжку. С первых страниц та часть пока-что трилогии Анклавов захватила меня с головой в свои сюжетные линии. Отделаться от наваждения удалось только после прочтения двух других частей.
Почему цикл называется Анклавы?
Если коротко описать о чем он, то это будет выглядеть примерно так. Очень захватывающе, динамично и без рефлексии. Сюжет прост, как табуретка. Наше недалекое будущее. Расслоение общества. Элита и чернь. Глобализм и транснациональный капитал. Вроде бы обычный боевик и фантастика-фентези. High tech — low life. Но в мире информационных войн и корпоративного шпионажа главную роль в событиях играют не киберпространство или Матрица. Здесь важны связи и умение выйти на контакт с нужным человеком. Каково, а? Как в жизни!
Что мне понравилось в этом киберпанке от В. Панова? Его главная изюминка, которой нет у Гибсона, мистика. Именно такая нерациональная сторона реальности и происходящих событий. Панов совсем не пытается объяснить то, что происходит в его выдуманном мире с точки зрения науки или истории, тем более религии. Если какой-то из персонажей наделен необычной силой, то объяснение этому читатель получает вместе с новой более захватывающей загадкой. Вот это как раз и цепляет и держит в интересе.
Не обходится и без крупных интриг, длящихся на протяжении всей серии. Остались и такие, что могут быть раскрыты в скором будущем. Захлопнул прочитанную часть и думаешь, когда же выйдет сиквел? Уж очень не терпится его прочитать.
Помимо этой мистики я интересным оказались циничные шутки над современностью и диаспорами (китайскими, нигерийскими, арабскими).
Информационно-техническая сторона на высоте. Особенно, распределение ее благ и их доступность людям из разных слоев общества. Если ты элита-верхолаз, то получишь, что угодно. И вечную молодость, и качественные органы-трансплантаты, и любые развлечения на Земле и в космосе. Если же ты никто, довольствуйся тем, что осталось. А если ты имеет хоть какой-то талант, попробуй подняться наверх белым, черным или серым путем. Самым никчемным участь быть в сфере развлечений, после генетической или хирургической трансформации примут в любой экстремальный бордель или цирк для богатых. Нет только касты безмолвных и неутомимых рабов. Нет даже упоминания о существовании такого гена, гена трудоспособности.
Анклавы буд-то предупреждают о грядущем, а может быть настраивают на на это. Наверное, если европейцу времен конца 19 — начала 20 веков сказали, что лет через десять произойдут зверства концлагерей и войн, что будут гибнуть миллионы, что политическая карта мира изменится так, что вы ее не узнаете, что в Европе будут жить арабы. Он (европеец) ответил бы: «Оставьте меня, не говорите глупости». Анклавы могут быть предупреждением.
С другой стороны медали, серия Анклавы имеет один большой минус — излишнее количество персонажей. Повествование сюжета строится на восприятии каждого участника. Но оно происходит так, что к каждому привыкаешь очень быстро. И когда он покидает сцену действия, разочаровываешься как если у тебя самого отняли часть внутреннего мира.
Где я такого разочарования не почувствовал, так это в книге Шона Кенни «Капкан памяти». Она написана в стиле интеллектуального детектива, как у Дена Брауна. Есть герой и героиня, есть неизвестный мистер Икс, которого называют именем профессии, а не его настоящем. И есть проблема, которую они все пытаются решить. Кроме этих трех в игре принимают участие немало-немного других фигур, но от их судьбы, какой она не была у меня не возникло разочарования. Все прошло очень гармонично, ожидаемо. Как-то в русле жанра.
Наверное любой читатель в первой трети книги понимает, что будет дальше, какая развязка дальше, но интерес культивируется тем путем, по которому все пройдет от начала до конца. Не цель, а средство.
Вот такое чтиво.
Комментариев нет:
Отправить комментарий