суббота, 23 июля 2011 г.

Король Лир

Я не читал Короля Лира. Я даже не помню держал ли эту книгу, когда учился в школе. Я не мог предположить что пойду на спектакль в Сатирикон, где играют К. Райкин и М. Аверин. Я на них хотя бы посмотрел.
И сам Сатирикон оценил. Особенно порадовала фраза диктора перед началом спектакля, что предыдущие просьбы выключить телефоны касались тех кто понял сразу, а это объявление для тех кто думает что это не для них говорили. Серьезное у них отношение к работе.
Театр кстати постоили на основе кинотеатра. Что дало небольшую особенность для постановок. Зритель иногда вынужден сильно вертеть головой, чтобы увидеть куда пошел актер, потому что действие происходит не только в центре сцены, а даже чуть ли не у стен и у самих рядов. Это немного озадачило меня, но после антракта стало привычно.
Меня сильно распирает от впечатлений, и не получается собрать их в какую-то статью с логикой, мыслями. Можно их отложить и подумать. Но меня не только распирает, но и зудит в одном месте, потому и пишу. Да-да зудит именно там - на кончиках пальцев.
Были в спектакле смешные моменты. Некоторые можно передать, а некоторые просто неописуемы.
Слуга одной из дочерей Лира был манерным. Это по началу веселило народ, но потом как-то стало привычно.
Аверину два раза плюнули в лицо. Это было тоже смешно. Не то что плюнули, а как он на это реагировал.
Слуга нес по сцене каркас из проволочи, фольги и палок. По очертаниям похоже было на лошадь. И спрашивал подскажите куда лошадей поставить?
Гениальный монолог Райкина о жизни, разврате и светских дамах. Вот это было нечто неописуемое.
Актеры кричали, орали, прыгали, носились, бросались, кидались. Это собственно и придавало правдоподобия происходящему. Иногда мне казалось, что передо мной не Шекспир, а театр перфоманса или сюр. Но все это просто объясняется. Все, от нелепых и неуместных костюмов, до через чур громкой музыки с игрой света. На сцене происходит тоже, что и в голове у каждого человека. В любом из нас живут все образы и подобия персонажей, что нам вбивали с детства и в школе. Мальчикам своих героев, девочкам своих героинь. А то как они одеваются - проблема моды. Тряпки долой и увидишь тоже, что показывали в театре. Теже лица, теже типажи. Предателей, интриганов, наивных и простодушных, ослепленных и обманутых глупостью и предательством близких, безумных и гневных.
Средневековье какое-то! - сказала одна женщина, которую я подслушал. Да это оно. Оно никуда и никогда не проходило. Оно лишь притаилось в душах воспитанных и тактичных людей с хорошими манерами. Тюдоры живы в людях. Мы все обманываем и предаем, строим козни и интриги, используем доверие и доброту на свою пользу. Но ведь там была смерть и горе! О да, там было все, что снилось нашим мудрецам. Но там короли и князи мира, там власть и злато. Там не те мелочи, из-за которых мы делаем гадости друг другу. Там на кону жизнь, и совестью платить за все грехи придется. И сделанного добра, что забывают люди, исчезло в Средние века. Остались только злые. Всех милостивых извели давно. И злу приходится со злом сражаться.
Но это все метафоры. На деле же все просто. Зло порождает зло. И не всегда добро может торжествовать. А по закону, зла должно быть всем по квоте одинаково.

Комментариев нет: