среда, 21 декабря 2011 г.

Защита диссертации

Давно хотел описать как прошла моя защита. Но никак не добирался до печатной машинки. Однако, сегодня вечером, лег спать и тут-то мне не дали заснуть мысли об этой записи.

Итак, те, кто сам проходил защиту или видел как она проходит, могут пропустить этот абзац. Да, я тут опишу процедуру защиты. Пусть описание будет не только в документации на сайте Высшей аттестационной комиссии. Пусть знают все, что защита диссертации это лишь верхушка айсберга, эти два часа не идут ни в какое сравнение с теми делами, которые остаются за кулисами. А защита это, как говорят, - протокол. И ее по большому счету мало кто слушает. Помнится, что в книге одного из любимых писателей - В.Панова был представлен кусок с защиты диссертации главной героини. Я посмеялся, когда читал его. Там описывалось, что к диссертантке прицепились несколько оппонентов и она от них великолепно отбивалась. Я понимаю, что у писателя может не было опыта в этом плане, но он мог бы поговорить с кем-нибудь о самом процессе. Защита есть постановочное выступление всех участников, на ней говорят общие фразы и дежурные речи. Самое интересное как всегда остается за кулисами или, как говорят, в кулуарах. Сначала председатель объявляет начало и дает речь диссертанту, тот сбивчиво или уверенно, а иногда и так, и эдак докладывает суть своей диссертации за двадцать минут. Потом ему задают каверзные и детские вопросы. Почему детские? А на них можно ответить либо да, либо нет, но по правилам надо говорить долго и умно. А почему каверзные? А потому что формулировка у них такая. Лично я на них отвечал так: 1) мы не проверяли эту возможность, потому что она не соответствует тематике работы; 2) или нет, не знаю. Затем начинает речь секретарь. В докладе секретаря описываются документы диссертанта и зачитываются списки лиц приславших отзыв на защиту. Диссертанту никуда не отвертеться и он обязан ответить на все вопросы, указанные секретарем в предыдущем докладе. Естественно, что он уже знает о чем его спрашивают и готов отвечать публике, что он не верблюд. Меня четко проинструктировали перед выступлением, что говорить надо тактично и никому не грубить, видимо за мной это водится. Чего греха таить, водится, помню с самого детства как весь класс за мной гонялся чтобы побить и после уроков поджидал. Затем председатель дает речь научному руководителю. Во время руководителя я честно старался держать ровное лицо, потому что меня, то трогала речь руководителя, то расстраивала, то отвлекали сидящие в зале. Мне даже пальцы большие показывали. Или не мне. Затем секретарь зачитывает отзывы на автореферат и диссертацию от ведущей организации, в которую посылался экземпляр диссертации. Такая вот нелегкая работа у секретаря, говорить много и быстро, не то что у председателя речь давать и заседание до конца довести и паузы заполнять. После зачитывания отзыва мне пришлось снова отдуваться. Такая вот нелегкая сложилась ситуация, что ошибки в диссертации были заметными и их увидели все, пришлось мне отвечать на один и тот же вопрос раза четыре. Два оппонентам, один организации и еще на вопросах после доклада. На втором однотипном вопросе, то есть когда я захотел на него ответить пришла помощь зала - кто-то крикнул, что ладно, это итак понятно. Далее пришла очередь выступать оппонентам. В живую! Известно, что их задача описать о чем диссертация. Вот они по очереди и рассказывали о чем я там написал и наработал что мой руководитель для работы придумал и как я справился или не справился с задачами. Не обошлось без указаний на ошибки и т.д. После каждого выступления я говорил спасибо и отвечал на вопросы. Когда меня уже замучали туда-сюда гонять от стола к трибуне заседатели перешли к дискуссии. Вышло три человека (поочередно) и рассказали, что работа моя им нравится и почему нравится. Затем назначили счетную комиссию, быстренько раздали бюллетени, члены совета проголосовали, комиссия все посчитала и хотела было объявить результат, что я достоин степени. Да не тут-то было, председатель совета снимает с трибуны председателя счетной комиссии и ведет уже обессиленного меня на трибуну и требует сказать последние слова. Это далось мне очень легко, поклон туда, поклон сюда и приходите все на банкет. Тут опять вмешивается председатель и спрашивает, а если голосование против степени, на что я не растерялся и сказал, что будем праздновать еще больше. Наконец счетная комиссия добралась до трибуны и объявила меня кандидатом наук со счетом 18:0. Председатель и совет быстренько утвердили протокол, приняли заключение по диссертационной работе (пишется на основе всех отзывов). И долго трясли мою руку, я полагаю не от радости за меня, а потому что мои в конец окоченевшие пальцы мертвой хваткой вцепились в чужую теплую ладонь и не могли непринужденно расцепиться. В общем так я и стал кандидатом.

Думаю, те кто пропустил предыдущий абзац поступили не верно, так как этот будет не таким интересным. Но здесь то я и раскрою все закулисные тайны. То есть обнажу остальную часть айсберга. Эта защита стоила мне бессонной ночи, я два раза ходил ругаться с соседями, то они ржали как кони в час ночи (даже через беруши слышно было), то дверью хлопнули сильно. Они все отрицали так убедительно, что я даже стал сомневаться в своем здравомыслии. А до защиты я весь месяц туда-сюда бегал по Москве: разослать реферат и диссертации оппонентам, побеседовать с каждым из них, купить еды на банкет, почитать отзывы, обсудить их, продумать ответы и еще по мелочам до фига. В общем занят был очень сильно. Ах да, еще за месяц до защиты я был на свадьбе у брата и вернулся в Москву, чтобы начать организовывать все закулисные тайны. Весь этот месяц до защиты я чувствовал себя как пружина, которую то растягивают сверх меры, то сжимают. Это конечно аллегория, но по сути мне приходилось сидеть и ждать, когда же произойдет какое-то событие или резко собираться и бежать чтобы успеть среагировать на внезапные новости. Известно, что цейтнот выматывает, также известно, что ожидание выматывает не меньше. Теперь я думаю, что все вместе выматывает в десятикратном порядке. А после защиты было оформление и проверка документов, разъезды по инстанциям с диссертацией и документами, расстановки печатей и подписей, рассылки емейлов с благодарностями. То есть дел много было. Наверно была какая-то конкретная напряженка, но я не уверен, что точно вспомню какая именно. А хорошего было то, что родители порадовались, родственники тоже. Руководителю облегчение (еще один диссертант и можно на профессора идти). Она даже сразу после поздравлений приобняла меня и на ушко сказала - молодец. Высшая похвала! Аж сейчас в животе щекотно, при воспоминании. Людей накормил на банкете и сам поел. Заседали за едой хорошо. Народу было много. Как меня предупредили перед защитой, что о том как ты будешь на вопросы отвечать никто не вспомнит, а вот если ты никого не накормишь... Мне еще предлагал другой диссертант объединить усилия и праздновать вместе, но мы подумали в лаборатории и решили, что мы находимся в разных корпусах, дружим редко, ну в общем не надумали. А еще по мелочи - мне подарили пароварку (стоит сейчас в комнате, облегчает мне возню с едой). Я случайно проболтался в лаборатории, что хочу купить себе пароварку. Так они предупредили, что пока не защитишься лучше не покупать. Еще я костюмчик примерил второй раз за год (первый был на свадьбе). Я люблю делать доклады, но выступать перед знакомыми людьми оказалось достаточно нелегко. Когда я начал я два слайда проскочил без внимания. Протараторил текст лежащий в подсознании. Затем начал на одном слайде читать текст и успокоился. После этого защита пошла легко. Правда с меня пот лился градом. А когда я сидел, то стал мерзнуть. Потом уже после защиты меня две недели поздравляли знакомые по работе.

Возможно это еще не все. Но пока что хватит, а то рука устанет листать.

Комментариев нет: